Кинотеатр Арклайт хорошо известен киноманам. Не так давно там прошла премьера нашумевшего документального фильма всемирно известного режиссера Майкла Мура "Капитализм. История любви".
Должен сказать, что всех желающих зал не вместил. И это удивительно для избалованного кинопремьерами Голлливуда. По моим оценкам, примерно треть зрителей - это те, кто получил персональные приглашения от создателей фильма, остальные - как говорится, люди с улицы. Кто-то увидел афишу, кто-то узнал из интернета, кому-то рассказали друзья и знакомые. Если оценивать этнический состав аудитории, то выходцы из бывшего СССР составляли примерно треть, большая часть - американцы, вроде бы весьма далекие от Украины и ее проблем. Забегая вперед, скажу и на тех и на других фильм, хотя это и особый жанр, во всяком случае не блокбастер и не "мыльная опера", призвел сильное впечатление. Когда на экране появилось слово "Конец", зрители стоя аплодировали режиссеру Бретту Аллену (Brett Allen).
Теперь о самом фильме. Мне бы очень хотелось, чтобы его увидели у нас в Украине. С одной стороны, в нем нет сенсационных разоблачений, но с другой - это впечатляющая картина элитарной украинской коррупции. Это фильм-интервью тех, кто имел непосредственное отношение к расследованию преступлений недавно осужденного американским судом экс-премьера Павла Лазаренко. Рассказ бывшего спецпрокурора, следователя по "делу Лазаренко", агента ЦРУ и некоторых других участников этой драматической истории не оставляет сомнений в том, что среди подельников Лазаренко «почетное» место занимает нынешний украинский премьер.
Когда экран погас и на сцену вышел режиссер, кто-то из зала задал ему вопрос: какую цель ставили перед собой создатели фильма - обвинить главу правительства и политика Юлию Тимошенко в коррупции? Аллен ответил:
- Такого рода оценки дает суд, и никто другой, кроме него. А на суде (хотя это даже у нас, в США не многим известно) в отношении Тимошенко использовалась формулировка: "соучастник, которому не предъявлены обвинения". Но наш фильм не о преступлении, как таковом, а о репутации. Мы задали себе вопрос: почему в современном мире такая категория как репутация потеряла свое былое значение? Почему люди с сомнительным прошлым могут делать и делают блестящую карьеру в "большой политике"? Тимошенко - яркий пример этого явления.
Тот, кто бывал на голливудских кинопремьерах, знает:
сразу после показа публика расходится, а создатели со своими VIP-гостями отправляются отмечать успех. С "Украденным попкорном" все было не так, как обычно - никто не торопился уйти, обсуждение продолжилось в холле кинозала, благо это был последний из намеченных на этот день показов. Мне удалось пробиться к продюсеру фильма Алексу Куртцу (Alex Kurtz) и задать ему вопрос, который, думаю, возникнет у многих наших сограждан: не случайно ли премьера фильма по времени совпала с компанией по выборам президента Украины?
- Нам ничего не известно об этих выборах, ни когда они состоятся, ни кто в них участвует. Фильм задумывался нами в связи с уникальным судебным процессом - впервые после процесса над панамским диктатором Норьегой, американский суд рассматривал уголовные деяния бывшего главы правительства иностранного государства. Я имею в виду господина Лазаренко. На этом процессе не раз упоминалось имя нынешнего премьера Украины, госпожи Тимошенко. Окончательное решение по этому делу было вынесено чуть более двух недель назад. Именно тогда наш фильм получил логическое завершение, и мы решили представить его на суд публики. Если и есть какое-то совпадение по времени, то оно случайно. Повторяю: был вынесен приговор Лазаренко - был закончен наш фильм.
Наш разговор услышала американская писательница украинского происхоения Евгения Даллас (Eugenia Dallas), уже полвека живущая в Калифорнии и известная здесь своими книгами об украинском Голодоморе. Даме 80 с лишним лет, но, узнав из Интернета о премьерном показе, она, отложив дела, поехала в Голливуд на показ:
- Я как увидела на афише эту барышню с косой, так у меня сердце екнуло: наконец-то! Я все ждала, что украинские киношники расскажут миру о том, как эти лидеры разворовывали Украину, но, видно, для них еще не пришло время. У власти ведь те, о чьих преступлениях надо снимать кино. А американцы молодцы. Давно надо было сделать такой фильм!
На премьере было много известных людей - кинодеятели, университетская профессура, журналисты. Я не со всеми знаком, но одного знаю неплохо - Кэри Гранат, президент кинокомпании Walden Media, до недавнего времени бывший президентом крупнейшей кинокомпании MiramaxFilms. Я застал его в тот момент, когда он обсуждал с генеральным продюсером "Украденного попкорна" Катрин Хейз (Katrin Hayes) вопрос об участии этого фильма в каком-то междунардном фестевале документального кино. Встряв в разговор, я не мог не задать свой вопросс: а в Украине-то фаш фильм увидят? Хейз ответила:
- Мы снимали его в Америке и для американской аудитории. Но если к нам обратятся зарубежные, в том числе и украинские, компании, мы готовы рассмотреть их предложения и предоставить право проката в этих странах. Нам кажется, чем больше в мире будут говорить и знать об этой проблеме, тем лучше для всех, тем здоровее будет мировая политика.
Стоявший рядом принц Нигерии Малик Адо-Ибрагим (Malik Ado-Ibrahim), известный в Голливуде кино-бизнесмен, заметил, что после "Украденного попкорна" он пересмотрит свое отношение к документальному кино. Оно, возможно, и не принесет больших доходов, но общественная польза от него огромная и не измеряется никакими прибылями.
Уже на улице, я услышал как какая-то средних лет американка с жаром говорила своему спутнику о Тимошенко:
- С такой репутацией, как у этой дамы с косой, у нас в Америке нет никаких шансов чего-то добиться в политике. За нее бы никто не проголосовал. Но ведь в Вашингтоне знают об ее делишках, но почему-то делают вид, что это не наше дело. А мне кажется, что это наше дело! Если мы будем молчать, такие люди возьмут власть у себя дома и создадут криминальные режимы, которые будут опасны для всех, и для Америки тоже. Я правильно говорю?
Мысль не бесспорная, но заслуживающая внимания.
В общем, мне "Украденный попкорн" понравился. Очень хотелось бы, чтоб его поскорее увидели у нас дома. Пользуясь словами нигерийского принца: больших доходов прокатчикам он, может, и не принесет, но общественная польза от него будет немалая.
А який фільм (документальний)можна зняти про її сучасний дерибан!!!
ОтветитьУдалить